• Поиск по артикулу
  • Подбор по марке
  • Подбор по VIN коду
Контактная информация
Контактная информация
Главная Полезная информацияДиагностика ДВС по свечам зажигания

Диагностика ДВС по свечам зажигания

Свечи зажигания - элемент, на который возложена серьезная функция: обеспечение нормального воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах бензинового двигателя.  

Общие сведения

Свечи - финальный «узел» всей системы зажигания: на них поступает высоковольтный разряд, генерируемый катушкой. При его прохождении между электродами возникает мощная искра, которая инициирует воспламенение, обеспечивая

  • стабильную работу в режиме холостого хода;
  • хорошую динамику разгона;
  • экономичность;
  • чистоту выхлопов.

Свечи меняют в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.  «Медные» разновидности имеют средний ресурс в 50 тыс. км, современные платиновые или иридиевые – 90 тыс. пробега. При несвоевременной замене повышается риск:

  • затрудненного запуска;
  • «троения» при отсутствии искры в одном цилиндре;
  • чрезмерного расхода ;
  • ускоренного износа узлов мотора.

Еще одно важное предназначение свечей – диагностическое. Они находятся непосредственно в камере сгорания и «собирают следы» всех происходящих процессов. Визуальный осмотр может на начальных этапах поведать о многих проблемах (внутрь мотора без разборки не заглянешь) и предотвратить их с наименьшими потерями.

новая и старая свеча зажигания

Как выглядит свеча, если двигатель исправен

Исправная свеча зажигания радует взгляд:

  • небольшим серо-желтым, серо-белым или светло-коричневым равномерным цветом;
  • сухостью;
  • чистым торцом;
  • целой конструкцией

Глядя на такую картину при диагностике двигателя по состоянию свечей зажигания, водитель может быть уверен: с его автомобилем все в порядке.

Цвет нагара: красный, черный, белый

Любой нагар на свечах зажигания – следствие оседания частиц или воздействия определенных факторов, которых в идеале не должно быть.

Черный нагар

Появление сухого (сажи) черного слоя не обязательно может быть вызвано серьезными проблемами. Часто он появляется при очень обогащенной смеси. Замены воздушного фильтра и регулировки карбюратора достаточно, чтобы избавиться от неприятности. Среди других причин - недостаточная компрессия и малая энергия искрообразования.

черный нагар на свече зажигания

Белый нагар

Исчезающий после чистки белый налет информирует владельца авто о том, что он пользуется некачественным топливом. Если поверхность глянцевая, свеча постоянно перегревается из-за:

  • неправильного выбора калильных характеристик;
  • обедненного горючего;
  • неполадок системы охлаждения;
  • «раннего» зажигания.

Красный нагар

Красные следы – следы присадок в масле или топливе. Они исчезают после перехода «на классику» и чистки поверхности.

Мокрые следы на свече

При оценке работы двигателя по свечам зажигания иногда замечают не «сухой» налет, а характерную мокроту, которая является следствием попадания бензина или масла.

Следы бензина

Если свечи «заливает» бензином, проверяют правильность настройки зажигания. Избыток топлива также может быть следствием некорректно отлаженного карбюратора или инжектора.

Следы масла

Скопление масла на рабочей поверхности сигнализирует о том, что оно поступает в камеру сгорания. Любая из возможных причин: износ маслосъемных колец или масляных колпачков клапанов требует профессионального ремонта.

следы масла на свече зажигания

Разрушения свечей зажигания

При видимых повреждениях целостности дальнейшая эксплуатация свечей категорически запрещена: это может привести к полному разрушению (с затруднениями при выкручивании обломка или полной невозможности извлечь его даже с помощью специальных приспособлений) или повреждению элементов силового агрегата.

Наиболее часто встречаются:

  • разрушения или эрозия электродов;
  • повреждения целостности керамического изолятора

Разрушенный электрод

Главный электрод может разрушиться по ряду причин:

  • выбор низкокачественного или бракованного изделия;
  • неверные регулировки зажигания;
  • систематическое использование горючего с низким октановым числом.

Помимо резкого снижения мощности и существенного увеличения расхода бензина использование проблемной свечи опасно риском попадания отколовшейся части и неизбежного вслед за этим ремонта поршневой группы

Разрушение керамического изолятора

Как и любая проблема с целостностью, частичное или полное разрушение керамического изолятора может быть следствием низкого качества изделия. Негативно на стойкость играет резкое изменение окружающей температуры (особенно в сочетании с динамическими нагрузками) – например при выкручивании из горячего мотора при морозах.

разрушение керамического изолятора на свече зажигания

Эрозия электродов

При эксплуатации свечей зажигания на них действует целый комплекс серьезных силовых и тепловых нагрузок, который естественным образом приводит к износу электродов. Явно видимые значительные следы эрозии – сигнал о том, что настало время замены. Причиной преждевременного износа также может быть повышенное содержание свинца в топливе.

Как правильно провести диагностику двигателя по свечам зажигания

Несмотря на кажущуюся простоту диагностики двигателя по свечам зажигания (открутил, посмотрел, сверился со «шпаргалкой», вычислил проблему), неопытные водители часто забывают о том, что любой симптом имеет «накопительный характер» и проявляется только со временем эксплуатации. Для того, чтобы корректно оценить состояние силового агрегата, рекомендуется:

  • установить новые (или заведомо годные и очищенные) свечи зажигания;
  • эксплуатировать автомобиль в обычных условиях как минимум на протяжении 250-300 километров;
  • проверять состояние всех свечей зажигания и сравнивать их между собой: часть проблем может быть индивидуальна для каждого цилиндра, часть – проявляться «в комплексе».

Как итог: не спешить хвататься за сердечные капли и искать деньги на ремонт. Вначале стоит оправиться в автосервис: опытные профессионалы проведут полноценную диагностику и порекомендуют дальнейшие действия. Часто то, что кажется «полной поломкой мотора» быстро исправляется корректной регулировкой систем, а своевременный ремонт оказывается намного экономичней «запущенного».